Имре Кальман

Боюсь, что это добром не кончится. Наш брак
обречен на неудачу: между Шиофоком на берегу
Балатона, где родился я, и уральской Пермью, где
родилась ты, пролегла целая пропасть.
Образ мыслей у каждого из нас разный... Но мне тебя не забыть,
я люблю тебя и беру в жены...
24 октября 1882
30 октября 1953
Сигет, Румыния
Париж, франция

БИОГРАФИЯ

Имя при рождении - Эммерих Копштейн.
Мать - Паула Кальман-Коппштейн.
Отец - Карл Коппшетйн, торговец.
Венгерский композитор
Имре Кальман (1882-1953) – венгерский композитор, чье имя тесно связано с золотым веком венской оперетты. Его произведения, полные жизнерадостной музыки, очаровательных мелодий и искрометного юмора, покорили публику по всему миру.
Кальман родился в Сигете (ныне Сигет, Румыния) в семье еврейского купца. С юных лет он проявлял интерес к музыке, изучая игру на скрипке и композицию. В молодости он переехал в Вену, где начал свою карьеру как композитор для театра.
Начало обучения в музыкальной школе.
Поступление в музыкальную Академию им. Ференца Листа.
1892
1897
Имре Кальман родился в обеспеченной семье преуспевающего торговца. Дети в ней ни в чем не нуждались, пока отец не решился на рискованную сделку и не разорился. Чтобы как-то справиться с трудностями, маленького Имре отправили жить к тёте. Он страстно увлекся музыкой в четыре года. В 10 поступил одновременно в классическую гимназию и музыкальную школу. Музицировать на стареньком пианино было его любимым занятием. Но мальчик пошёл работать, чтобы как-то помочь семье.
В перерывах между частными уроками и переписыванием чужих бумаг он продолжал заниматься музыкой. И в 15 лет поступил в Музыкальную академию, чтобы учиться у Яноша Кесслера, который также преподавал Бартоку, Кодали, Донаньи, Вайнеру, Альберту Сирмаи и Виктору Якоби.
Имя «Имре Кальман» юноша придумал себе сам. Псевдоним понадобился ему для первого публичного выступления перед публикой весной 1898 года. Однако о карьере пианиста вскоре пришлось забыть. Усердно занимаясь по 16 часов в день, Кальман травмировал палец на руке — он навсегда перестал разгибаться.
Тогда Имре, не в силах совсем оставить музыку, перешел в класс композиции и даже начал писать симфонические произведения, правда без особого успеха.
Родители вынудили юношу поступить на юридический факультет и получить более надежную профессию. Имре послушался их и закончил два учебных заведения одновременно — одно для спокойствия родителей и одно — по зову сердца. Не желая работать юристом, Кальман лишился финансового обеспечения родных. Днем он писал статьи для венгерской газеты, а по вечерам — музыку. Как журналист и музыкальный обозреватель он мог посещать любые концерты и театры — это, а не доход, было главным преимуществом работы в газете.
Первое публичное выступление в качестве пианиста.
Работа музыкальным критиком в будапештской газете «Пети Напло»
1898
1904
Пик карьеры
В это же время Имре Кальман создал первую свою оперетту — «Осенние маневры», которую сначала восторженно приняла публика Будапешта, а затем благосклонно встретили и в других городах, включая Нью-Йорк и Лондон.В 1909 году Вена уже восхищенно аплодировала новому гению оперетты, и Кальман переехал туда, чтобы создавать музыку. Активно используя в произведениях элементы венгерского городского фольклора, композитор прослыл новатором.
В 1912 году он написал произведение «Цыган-премьер» и начал сотрудничать с профессиональными либреттистами.
Выход первой оперетты оперетты «Осенние маневры».
1908
Премьера оперы «Цыган-премьер»
1912
Пик карьеры, сенсационный успех оперетты «Сильва»
1915
Три периода творческого пути
01
02
Ранний период
Зрелый период
Открывается премьерой «Осенних маневров» в будапештском «Театре комедии» (1908) и охватывает 9 музыкально-сценических произведений, среди которых и «Цыган-премьер» (1912).
Начинается премьерой «Княгини чардаша» (1915), охватывает 12 оперетт и завершается постановкой «Императрицы Жозефины» (1936). Это двадцатилетие расцвета творческих сил и мастерства Кальмана, время триумфального шествия его оперетт по сценам мира. Сенсационный успех «Сильвы» 1915 году, премьера «Баядеры» в 1921 и «Марицы» в 1924. Ну и, конечно же, триумф знаменитейшей «Принцессы цирка» в 1926 году и «Фиалки Монмартра», которую в Вене показали целых 170 раз.
03
Поздний период
Связан с годами эмиграции и включает в себя лишь два произведения— «Маринку» (1945) и «Аризонскую леди» (1953), которые уже не пользовались такой бешеной популярностью.
Оперетта «Принцесса Цирка»
1926
Награжден французским орденом Почетного легиона.
Эмиграция от нацизма сначала в Париж, затем в США.
1934
1938
Новизна, стилистика, творчество.
Музыка Кальмана отличалась нежной мелодикой, захватывающим ритмом, ярким оркестровым звучанием и изысканным юмором. Он мастерски создавал незабываемые мелодии, которые легко запоминались и долго звучали в голове. Его оперетты были наполнены забавными ситуациями, любовными интригами и жизнерадостным оптимизмом.
Имре Кальман оставил богатое наследие в мире музыки. Его оперетты – это прекрасный подарок для всех, кто любит красивую музыку, жизнерадостные истории и очарование венского театра. В его творчестве можно найти и глубокие эмоции, и легкий юмор, и неповторимую атмосферу эпохи.
Кальман был мастером вокальной драматургии, он умел писать прекрасные роли для певцов, которые полностью раскрывали их талант и эмоциональную силу. Его оперетты стали классикой венской оперетты и до сих пор с успехом исполняются на сценах театров по всему миру.
Жанр оперетты в начале ХХ века, после смерти Франца Зупле и Иоганна Штрауса, переживал не лучшие времена. Но 30 декабря 1905 года на сцене «Театра ан дер Вин» состоялась премьера оперетты Ференца Легара «Веселая вдова» — и этот день стал точкой отсчета новой страницы истории жанра: родилось направление, которое получило название неовенской оперетты.
Особенности творчества

Русская любовь композитора

Женитьба на Вере Макинской.
1929
Первой большой любовью композитора была Паула Дворжак — актриса оперетты и очень красивая женщина. Оперетты «Фея карнавала», «Королева чардаша» («Сильва»), «Барышня Жужа», «Баядера», «Принцесса цирка» он создавал специально для нее. Но после почти 20 лет совместной жизни Паула умерла от туберкулеза. И Кальман думал, что больше не полюбит никогда.
Однако у судьбы были свои планы. Еще при жизни Паула постоянно внушала Кальману мысль, что он должен жениться на молодой женщине, которая родит ему детей, и даже познакомила его со звездой немого кино и графиней Агнес Эстерхази. Но в венском кафе «Захер» гений оперетты встретил 16-летнюю статистку и нищую русскую эмигрантку из Перми Веру Макинскую. Вера была на грани отчаяния и самоубийства из-за отсутствия денег на жизнь. Она сразу поняла, что Кальман — обеспеченный человек, хотя сначала и приняла его за банкира. Узнав в нем великого Кальмана, она стала упрашивать его о небольшой роли в ставившейся в театре «Ан дер Вин» оперетте «Герцогиня из Чикаго».
В 1929 году Кальман женился на Вере и вскоре посвятил ей оперетту «Фиалка Монмартра». Она родила ему троих детей. Один из сыновей в дальнейшем пошел по стопам отца, став композитором. Кальман баловал и обожал супругу, позволял ей все капризы мира и даже после того, как она оставила его в трудный период жизни ради молодого любовника, продолжил писать ей страстные письма. Вскоре они вновь сошлись и были вместе до самой смерти композитора в 1953 году.
Развод с Макинской с последующим воссоединением.
1942
Инсульт и резкое ухудшение здоровья.
1942
30 октября умер и был похоронен на Центральном кладбище в Вене.
1953
1 января премьера последней оперетты «Аризонская леди» в Городском театре Берна. Оперетту дописал его сын.
1954
  • В честь композитора назван астероид (4992) Кальман.
  • В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана.
  • Кальман изображён на австрийской почтовой марке 1982 года.
  • Музыка исландского футбольного гимна (Ég er kominn heim — «Возвращение домой»), написанная Одином Вальдимарссоном, представляет собой переложение мелодии из оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра».