Паулина Лукка

25 апреля 1841
28 февраля 1908
Вена, Австро-венгрия
ВЕНА, АВСТРО-ВЕНГРИЯ
Я стала оперной певицей благодаря таланту, настойчивости и смелости поменять правила игры.

Биография

Имя при рождении: Паулина Лукка
Родилась в бедной итальянской семье.
Австрийская оперная певица.
О детстве Паулины Лукка известно немногое. Девочка бедного происхождения, рано осиротела. С детских лет находила отраду в музыке, но получать систематическое музыкальное образование по понятным причинам не могла. Выходом стали непродолжительные частные уроки у Отто Ушмана и Ричарда Леви и от случая к случаю и интенсивная самостоятельная работа. Девушка знала, что хочет на профессиональную сцену и целеустремленно шла к своей мечте.
Начало работы в Венской опере.
1856
Затем последовал выгодный контракт с Пражской оперой и невероятная карьера в Придворной опере в Берлине. Здесь Паулина проработала десять лет. Исполнила партии Церлины в «Дон Жуане» Моцарта и Леоноры из «Фаворитки» Доницетти. У Лукки было печально известное соперничество с сопрано Матильдой Мэллинджер в Берлине.
Однажды во время выступления Паулины сторонники Мэллинджер так сильно освистали солистку, что помешали ей спеть арию. Возмущенная Лукка разорвала контракт с оперным театром и уехала из Германии на гастроли по Соединенным Штатам, где ее принимали на ура. Не заставило себя ждать приглашение в Австралию. Также певица регулярно выступала в Ковент-Гардене по приглашению британской стороны.
Большие гастроли по Европе, Америке и Австралии.
1870
Не заставило себя ждать приглашение в Австралию. Также певица регулярно выступала в Ковент-Гардене по приглашению британской стороны.
Возвращение в Вену.
1874
Объездив весь мир с гастролями, в 1874 году Лукка вернулась в Вену и работала в Венской придворной опере на протяжении 15 лет. Здесь она исполнила более 60 партий и к 1889 году постепенно сосредоточила внимание на преподавательской деятельности, давая шанс таким же юным и увлеченным, как сама была когда-то.
Работа в качестве члена парламента Венской государственной оперы, педагогическая деятельность.
1874 - 1889

Паулина Лукка и Россия

Однако и ценители оперы зачастую отдавали «пальму первенства» ей, а не Патти. Так, Николай Семенович Лесков поделился своими впечатлениями о ее пении с историком и журналистом П.К. Щебальским. Лесков подчеркивал артистизм, эмоциональную выразительность исполнения Паулины.
В 1860-е годы Россию накрыла волна итальянской моды. В страну часто приезжали итальянцы с гастролями. В их числе были две конкурирующие оперные дивы, блиставшие на Петербургской сцене того времени: Паулина Лукка и Аделина Патти. И, несмотря на то, что Аделина была протеже самого Верди и работала в России дольше, вскоре русская публика стала находить Лукку чрезвычайно привлекательной. Местные красавицы стали называть в ее честь прически и аксессуары и всячески старались ей подражать.
Патти слышать невозможно: кресла доходят до 80 р., а по 20 р. платят стоять в проходах. Раек весь абонирован, и «стойка» в оркестре закуплена. Я, однако, с помощью знакомых артистов пробираюсь за кулисы и слушаю в сообществе театральных плотников. Патти, по-моему, несравненно хуже Лукки. Лукка – душа и человеческий голос, а Патти – это инструмент, – правда, страшный, звучный и прекрасный, но совершенно бездушный. У нее в горле точно серебряные струны, а одухотворения звука – никакого.
Николай Семенович Лесков, русский писатель
Гастроли в России.
1860
Драматическая правда, которой руководствовалась певица, была ближе русскому театру и русскому зрителю.
Замужем Паулина Лукка была дважды, и оба раза за баронами: в 1865 году она вышла за прусского барона Адольфа фон Радена, но развелась с ним, находясь в США. А 12 июня 1873 года она вышла замуж за барона фон Валлхоффена.