Фанни (Франциска) Эльслер

23 июня 1810
27 ноября 1884
Гумпендорф, Австрийская империя
ВЕНА, АВСТРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
Я восхищена оказанным мне приемом, и хочу, чтобы Москва сохранила обо мне последнее воспоминание.

Биография

Имя при рождении: Франциска Эльслер.
Мать – Тереза Принстер, швея.
Отец – Иоганн Флориан Эльслер, музыкант, камердинер Йозефа Гайдна.
Австрийская балерина
Франциска Эльслер, выбравшая для себя игривый сценический псевдоним Фанни, изучала искусство балета в балетной школе при Венском Бургтеатре, так же, как и ее старшая сестра Тереза.
Дебют в театре Сан Карло в Неаполе.
1824
Фанни Эльслер выступала на сценах Берлина, Парижа, Северной Америки и Кубы.
1830
Дебют в театре Сан Карло в Неаполе.
1834
Прима-балерина Парижской Оперы.
1834-1840
Успех балерины превзошел даже славу Марии Тальони, примы-балерины Королевской музыкальной академии (Парижский оперный балет), чьё имя в те годы было синонимом слова «балет».
Турне по Америке.
1840
Степень доктора хореографических наук в Оксфордском университете.
1843
Работа в России.
1848-1850
Последний выход на сцену в балете «Фауст».
1851

Техника танца

Техника Эльслер отличалась точностью, филигранностью. Ценители прозвали ее манеру «тактическим танцем» (danse tacquetée) – когда она двигалась, складывалось впечатление, что танцовщица придерживается четкой стратегии, математической точности шагов. «Козырной картой» Эльслер были такие танцы как качуча, мазурка, краковяк, тарантелла, русская пляска, которую она исполняла в алом сарафане и бриллиантовом кокошнике.
Хореограф Август Бурнонвиль
Танцует всем телом – от кончиков волос до кончиков пальцев.
Эльслер была сама радость и оживление… она отличалась разнообразием прелестных, маленьких па и выполняла их с таким лукавством, что заставляла трепетать все сердца…
В её героинях не было трагической обреченности, распространенной на балетной сцене того времени: напротив, они осознавали свой рок и смело шли ему навстречу, так же, как сама исполнительница. При этом ей нельзя было отказать в женственности, хрупкости и артистизме. Для Фанни будто не существовали академические каноны.
Французский писатель и балетоман Теофиль Готье

Фанни Эльслер и Россия

Много европейских первоклассных знаменитостей из артистического мира посещало московский театр, но ни одна из них не сближалась так родственно с нашими артистами, как известная танцовщица Фанни Эльслер
Режиссер С.П. Соловьев
Появление Фанни в России до сих пор окутано загадкой. По одной из версий, сам Николай I, увидевший артистку в Вене, пригласил её выступать в Петербурге. По другой версии, танцовщица приехала незваной. Директор императорских театров Гедеонов, которого несколькими годами ранее Эльслер не приняла в своей австрийской резиденции, встретил ее мстительно холодно и предложил несопоставимый её популярности гонорар. Но «звезда» согласилась на условия, так как покорить ещё и российскую балетную сцену было её мечтой.
Петербургский дебют Фанни Эльслер состоялся 10 октября 1848 года в балете «Жизель». Он был сдержано, хоть и с интересом принят местной публикой. Но последующие работы – балеты «Мечта художника» и «Тщетная предосторожность» произвели настоящий фурор.
И всё равно настоящую королевскую славу Фанни сыскала не в Петербурге, а в Москве. Здесь в балете «Эсмеральда» поклонники в буквальном смысле завалили артистку цветами, бросив на сцену порядка трехсот букетов. Балерина не осталась в долгу: в сцене, где Эсмеральда складывает из букв имя своего возлюбленного, Эльслер написала «Москва» и расцеловала надпись. Овации чуть не помешали закончить спектакль. А после представления поклонники вместо лошадей впряглись в карету исполнительницы и довезли её до дома.
Очаровательная, восхитительная, невероятная, почти невозможная Фанни Эльслер!
Графиня Ростопчина

Личная жизнь

Фанни обладала притягательной красотой и удивительной эмоциональностью, которые позволяли ей с легкостью завоевывать как сцены, так и мужские сердца.
На заре карьеры у юной балерины завязался роман с принцем Салернским Леопольдом, сыном неаполитанского короля Фердинанда IV. На свет появился их сын Франц. Но это не повлияло на усердную работу и репетиции, поэтому славе Фанни ничто не угрожало.
Другой ее любовник, Фридрих фон Генцем, секретарь австрийского министра Клеменса фон Меттерниха, был старше пассии на 46 лет. Они жили вместе вплоть до его смерти, и покровитель не только восхищался юной красавицей, но и старался всесторонне ее развивать. Так, благодаря Фридриху, Фанни выучила несколько иностранных языков.
Другой ее любовник, Фридрих фон Генцем, секретарь австрийского министра Клеменса фон Меттерниха, был старше пассии на 46 лет. Они жили вместе вплоть до его смерти, и покровитель не только восхищался юной красавицей, но и старался всесторонне ее развивать. Так, благодаря Фридриху, Фанни выучила несколько иностранных языков.
Высока, стройна чрезвычайно, у нее ноги так правильны, как у Дианы... голова небольшая, как у античной статуи Медицейской Венеры, она соединена самыми нежными и легкими линиями с роскошными плечами ослепительной белизны; ее глаза исполнены привлекательной прелести, к которой присоединяется ироническая дивная улыбка правильного рта
Так описывали Фанни Эльслер современники.
Ходят легенды, что в 40-е годы XIX столетия с прославленной австрийской танцовщицей Фанни Эльслер случился престранный случай. Балерина часто ездила на гастроли. И вот однажды на пути в Америку Эльслер пересекала океан на корабле. В путешествие она взяла с собой многочисленные драгоценности, которые обожала. Об этом узнал один из матросов. Он решил, что украсть драгоценности у хрупкой балерины не будет составлять труда. Матрос неожиданно ворвался в каюту, где застал Фанни. Угрожая расправой, он потребовал отдать ему драгоценности. Безоружная, но испуганная дива резким движением натренированной ноги убила матроса наповал…