Франц Ксавьер Кёрцль

Господа Иван Керцелли, Сарторо, Фациус, Михайло Керцелли и Диль соединясь уведомляют почтенную публику, что будут иметь честь дать второй их концерт в пятницу, то есть 18 числа Декабря в театре Ея Сиятельства Анны Сергеевны Салтыковой между Тверской и Никитской. За вход по 1 руб.
1788
1858
Сигет, Румыния
Париж, франция

БИОГРАФИЯ

Керцелли — фамилия целой династии австрийских музыкантов, работавших в Москве. Франц Ксавьер Кёрцль — её основатель. Оказавшись в Российской Империи в 1762 году, он привез с собой двоих сыновей-подростков — Иоганна Йозефа и Михаэля — которые также выросли в знаковых композиторов, посвятивших себя России.
Австрийский композитор и педагог
Австрийский композитор, имя которого сегодня известно лишь узкому кругу специалистов. В тени своих более знаменитых современников – Моцарта, Бетховена, Шуберта – он остался незаслуженно забытым. Однако его вклад в развитие австрийской музыки нельзя недооценивать.
Кёрцль был плодовитым композитором, автором опер, симфоний, камерной музыки, песен и хоралов. Его творческая жизнь была связана с Веной, где он служил капельмейстером в нескольких театрах, а также занимался педагогической деятельностью.
Приезд семьи Керцеллей в Россию.
Служба у гетмана графа Кирилла Разумовского в Батурине, а потом в Москве.
1762
1765
Стиль Кёрцля отличался мелодичностью, выразительностью и гармоничностью, черпая вдохновение в традициях венской классики. В его музыке слышатся отголоски Моцарта и Бетховена, но при этом присутствует и авторский почерк, отличающийся легкостью и доступностью.
Несмотря на свою популярность в свое время, после смерти Кёрцля его творчество было почти полностью забыто. Лишь в последние десятилетия музыковеды начали обращать на него внимание, переиздавая его произведения и организовывая концерты.
Почему же Кёрцль так долго оставался в тени? Отчасти это объясняется его консервативным стилем, который не соответствовал радикальным новациям, характерным для романтизма. Но главное – он был просто «недостаточно» гениальным, не обладающим такой яркой индивидуальностью, как его более знаменитые современники. Однако, несмотря на это, творчество Кёрцля заслуживает внимания. Его музыка – это не просто образец «классического» стиля, а доказательство того, что и в «негениальных» композиторах может быть много красоты и завораживающей мелодичности.
Сегодня мы можем восхищаться музыкой Кёрцля, пересматривая его творчество сквозь призму современности. Его произведения по-прежнему способны затронуть душу и подарить эстетическое удовольствие. Возможно, пришло время дать этому забытому композитору вторую жизнь и вернуть ему почетное место в истории музыки.
Работа Ивана Керцелля капельмейстером.
1770
Проживший более десяти лет в Москве, Михаил Керцелль был отправлен отцом на обучение в Вену и в конце 1770-х годов опубликовал там шесть квартетов. Эти пьесы пользовались большой популярностью и в Москве, и в Европе, но оказались забыты на многие годы, так как не переиздавались. Если ре-минорный квартет целиком выдержан в венских традициях того времени, то плясовой финал соль-мажорного квартета – это явная отсылка к русскому творческому наследию и пребыванию автора в России. Подобные опусы внесли огромную лепту в распространение русского стиля в Европе. Кроме того, слушатели двух квартетов Керцеллей на концертах проекта могли обратить внимание на виртуознейшие партии скрипок, абсолютно сопоставимые с Моцартом или Гайдном.
Керцелли были прекрасными инструменталистами. Иван Керцелль, который, в отличие от брата, Россию не покидал, стал особенно известен в те годы, благодаря его ре-минорному трио, опубликованному в 1774 году в Москве и переизданного в 1779-м в Берлине.
Керцелли — музыкальная династия австрийского происхождения, члены которой жили в России и развивали музыкальное искусство Империи в 18 веке.
Династия
Новизна, стилистика, творчество.
Иоганн Михаэль Керцель (Михаил Францевич) стал блестящим скрипачем. В конце 1770-х годов он обучался в Вене. Ходят слухи, что у самого Гайдна. По возвращении в Москву был признан одним из «наилучших здесь виртуозов», много концертировал, в 1783 году открыл музыкальное училище и занимался обучением роговых оркестров.
Антон Фердинанд Тиц — скрипач-виртуоз, служил при дворе Екатерины II. На сольные концерты Тица на скрипке и виоле д’амур съезжался весь город; кроме того, музыкант основал квартет, выступавший для императрицы и ее приближенных в Эрмитаже и Царскосельском дворце, а также обучал игре на скрипке будущего императора Александра I.
Еще двое сыновей Франца Ксавьера Кёрцля – Франц Йозеф и Антон – родились уже в России. Первый стал виолончелистом, а второй содержал музыкальную лавку.
Иван (Иоганн Йозеф Каласантиус) Керцель, его старший брат, некоторое время преподавал вместе с ним в созданной отцом музыкальной школе — первой частной публичной музыкальной школе Москвы и России, а уже в 1770-е годы стал востребованным капельмейстером и проработал в столице более полувека. Его оперы ежегодно ставились на московских и провинциальных сценах, а в начале XIX века он стал главным капельмейстером Петровского театра (будущего Большого).
Керцелли опубликовал некоторые свои сочинения в первом российском музыкальном журнале «Музыкальные увеселения». Увы, сохранность их творческого наследия оставляет желать лучшего. Сегодня их произведения редко исполняются, хотя и являются жемчужинами русской музыки XVIII века.
Потомки династии Кёрцль в России
Издание фрагментов оперы «Деревенская Ворожея».
1778
Шесть трио для двух скрипок или флейты и скрипки с басом.
1779
Открытие первого частного музыкального училища в России.
1783
И, наконец, оценить ту роль, которую братья Керцелли сыграли в общественной и культурной жизни старой столицы, можно, приняв во внимание тот факт, что в 1780-е годы они организовали первое частное московское музыкальное училище.
Иван Францевич Керцелль
  • «Любовник-колдун» (или «Волшебник», 1772; либретто В.И.Майкова);
  • «Розана и Любим» (1776; либретто Н.Николева);
  • «Деревенский праздник или увенчанная добродетель» (1777; либретто В.И.Майкова);
  • «Деревенской ворожея», интермедия (1778; либретто В.И.Майкова, клавир издан в Москве);
  • «Феникс» (1779; либретто Н.Николева);
  • «Аркас и Ириса» (1780; либретто В.Майкова, переработка «Деревенского Праздника»);
  • «Гулянье или садовник Кусковский» (1781; «Последование» к опере-пастиччо «Тщетная Ревность или перевозчик Кусковский», либретто В.Колычева);
  • «Кусковская Нимфа» (пролог, 1782; авторство предположительно);
  • «Пленира и Зелим» (1789, возможно, совместно с М.Керцелли; либретто Б.К.Бланка);
  • «Король на охоте» (до 1793; либретто Василия Лёвшина, русифицированный вариант либретто Седена "Король и фермер",1762);
  • «Своя ноша не тянет» (до 1793, изд.1794; либретто Василия Лёвшина);
  • «Мнимые вдовцы»; (пост. 1787, изд.1793-94; либретто Василия Лёвшина[1].);
  • «Свадьба Волдырёва» (до 1793, либретто Василия Лёвшина);
  • «Молодые поскорее старых могут обмануть» (1795, либретто Василия Лёвшина);
  • «Пролог на случай прибытия ....премиер маиора, и разных орденов кавалера, Евгения Петровича Кашкина" (декабрь 1793; текст Василия Лёвшина);
  • Транскрипции из балета Г.Париса «Деревенская героиня» (ок. 1805);
  • Транскрипция балета В.Мартин-и-Солера «Амур и Психея» (1796) для фортепиано и для хора и духового октета;
  • Транскрипция 2 части «Днепровской Русалки» для духовых (1808);
  • Участие в дивертисменте «Филатка с Федорой у качелей на Новинском» (1815, совместно с С.Давыдовым и Д.Кашиным);
  • Оркестровка балета «Праздник на морской пристани, или Супружеское примирение», (1815).